Что такое маркетинг

Маркетинг – это деятельность компании по удовлетворению рыночных потребностей. Главная задача – извлечение прибыли. Понятие маркетинга включает в себя очень широкий спектр мероприятий, направленных на улучшение позиций организации на рынке. У каждой компании свои методы, стратегии и инструменты, начиная с конкурентного анализа и заканчивая повышением конкурентоспособности товара или услуги. Конкретные мероприятия и каналы определяются маркетологами предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами.

Маркетинг – очень гибкая наука, и в каждом отдельном бизнесе будет объединять совокупность процессов направленных на продукт (услугу) и потребителей  этого продукта.

 

Цели и задачи маркетинга

Из определения ясна главная задача маркетинга – это получение прибыли. Если бизнес не приносит доход — это благотворительность.

Задачи маркетинга

  • Анализ рынка – текущая ситуация, спрос и предложения, тренды и т. д.
  • Анализ целевой аудитории – ее потребности, «боли», признаки, особенности.
  • Анализ конкурентов – цены, ассортимент, определение сильных и слабых сторон, разработка стратегий по «обгону» лидеров рынка.
  • Грамотная разработка ценовой политики компании, изучение системы ценообразования.
  • Создание и улучшение ассортимента.
  • Повышение качества сервиса и предоставляемых услуг.
  • Налаживание связей с клиентом, повышение доверия и лояльности потребителя.
  • Продвижение своих товаров и услуг в оффлайн- и онлайн пространстве.
  • Повышение узнаваемости бренда, деловой репутации и имиджа.
  • Повышение конверсионных показателей компании.
  • Увеличение объемов производства, продаж.

Этот список может быть очень длинным.  Все задачи маркетинга  связаны с повышением конкурентоспособности компании и ее прибыли. Каждая организация определяет свои цели и задачи индивидуально, исходя из финансовых и производственных возможностей предприятия.  Задачи могут быть как  одноуровневые, так и многоуровневые.

Хочу внести ясность в спор: кто выше отдел продаж или маркетинг?

Функция продаж входит в функции маркетинга.

Функции маркетинга

Маркетинг может выполнять несколько функций.

  1. Аналитическая. Подразумевает исследование и изучение внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на компанию в той или иной степени, рынка – его текущее состояние, конкурентов и потребностей аудитории. Все данные, полученные в ходе проведения этих исследований, помогают увидеть объективную картину текущей ситуации, принять более качественные решения, правильно определить стратегии, методы, выбрать используемые инструменты.
  2. Производственная. Подразумевает все, что связано с производством продукции, начиная с разработки и освоения технологий и заканчивая организацией материально-технических ресурсов. Производственная функция маркетинга позволяет улучшить качественные характеристики товара и, как следствие, его конкурентоспособность.
  3. Функция управления и контроля. Любая деятельность на предприятии требует контроля и управления – в этом заключается еще одна функция маркетинга. Грамотная реализация управленческой структуры, отделы планирования и прогнозирования, организация коммуникации и обеспечение информацией – без всего этого не обойтись ни одному крупному предприятию.
  4. Функция продаж.  Подразумевает мероприятия, нацеленные на повышение продаж и стимулирование спроса: грамотное ценообразование, создание ассортимента, соответствующего спросу и желаниям потребителей, продвижение и реклама, стимулирование сбыта.
  5. Инновационная. Данная функция подразумевает разработку и внедрение в производство инновационных технологий, создание нового товара или услуги.

Методы маркетинга

Все вышеописанные задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга:

  • Аналитика
  • Опросы
  • Наблюдения
  • Планирование и прогнозы
  • Проведение A/B-тестирований
  • Разработка политики ценообразования
  • Информационные методы
  • PR и рекламные методы
  • Личные продажи
  • Консультации
  • Программы лояльности
  • Пропаганда

Маркетинг – обширная область деятельности предприятия, потому и методы в разных ситуациях могут кардинально отличаться.

Сферы маркетинга

Сферы маркетинга (области применения):

  • Потребительские товары – вся та продукция, которую мы приобретаем в магазинах (еда, одежда, техника и т. д.)
  • Потребительские услуги – рынок услуг, предоставляемых обычным людям (образование, юриспруденция, авиаперевозки, парикмахеры и т. д.)
  • Средства производства – продукция, связанная с производством других продуктов (техника, сырье, производственные услуги и т. д.)
  • Собственность – рынок недвижимости и ценных бумаг
  • Опыт – рынок трудоустройства
  • Идеи и информация – сфера деятельности по предложению новых идей и информации
  • События – мероприятия различного характера, от выставок до спортивных соревнований
  • Личности – рынок знаменитостей;
  • Географические территории – рыночная борьба за территории (туристические точки внимания, размещение офисов, производственных мощностей).

По сути своей маркетинг – это универсальный инструмент, который можно применить практически везде. Все, что требует продвижения или конкурентной борьбы, подпадает под область применения маркетинга.

Виды маркетинга

Классификация осуществляется по нескольким различным признакам.

По спросу:

  • Демаркетинг – направлен на снижение спроса, так как тот слишком высокий и компания не способна удовлетворить его
  • Конверсионный – вид маркетинга, направленный на создание спроса, так как тот слишком низкий
  • Стимулирующий – применяется при нулевом спросе. Задача – стимуляция спроса с учетом причин его отсутствия
  • Развивающий маркетинг – направлен на конвертацию потенциального спроса в реальный. Например, безлактозное молоко для любителей кофе с молоком;
  • Ремаркетинг – направлен на возврат ушедших клиентов с помощью дополнительного мотивирования. Например, различные уведомления на почту и sms о незавершенной оплате
  • Синхромаркетинг – применяется в ситуациях, когда спрос колеблется (например, сезонные продажи). Цель – стабилизировать спрос путем повышения цен в пики популярности и снижения во время падения спроса
  • Поддерживающий – тип маркетинга, направленный на поддержание имеющегося спроса, который соответствует предложению
  • Противодействующий маркетинг – применяется в ситуациях, когда на вредную продукцию есть постоянный иррациональный спрос. Его необходимо свести к нулю. Пример – страшные картинки на табачной упаковке.

По охвату рынка:

  • Недифференцированный – когда продукция предназначена для всех сегментов рынка
  • Концентрированный – когда продукция предназначена для определенного сегмента рынка
  • Дифференцированный – когда продукция предназначена для нескольких сегментов рынка (для каждого отдельное предложение).

По типу потребителя:

  • B2B (Business to business) – продукт предназначен для бизнеса. Например, услуги рекламного агентства;
  • B2C (Business to Customer) – продукт предназначен для конечного потребителя (человека). Например, еда, одежда.

По типу места применения:

  • Онлайн-маркетинг (интернет-маркетинг) – применяется в онлайн-пространстве;
  • Оффлайн-маркетинг – применяется в оффлайн-пространстве.

Стратегии маркетинга

Так же как и виды, стратегии маркетинга классифицируют по нескольким признакам.

По направлению деятельности:

  • Расширение рынка – горизонтальное развитие компании. Направлено на повышение конкурентных характеристик, охват большей доли рынка по уже существующим товарам;
  • Инновации – вертикальное развитие компании. Направлено на освоение новых областей, создание новой для рынка продукции, по которой еще нет конкуренции;
  • Диверсификация – движение компании в новом направлении (производство нового продукта, предоставление новой услуги). Желательно в том, в котором отсутствует или минимальная конкуренция. Данная стратегия применяется, когда компании слишком тяжело конкурировать в текущем направлении;
  • Сокращение – реорганизация с целью повышения эффективности работы.

По охвату рынка (аналогично видам):

  • Стратегия недифференцированного маркетинга – направлена на массовый охват
  • Стратегия дифференциации – охват нескольких сегментов с отдельным предложением для каждого
  • Стратегия индивидуализации – направлена на охват конкретного сегмента аудитории.

Маркетинговая стратегия компании является основным, фундаментальным элементом. Именно выбранная стратегия определяет дальнейшую работу, используемые методы, инструменты. Для грамотного выбора стратегии маркетолог предприятия обязан знать текущее состояние рынка, положение компании в нем и объективно оценивать имеющиеся ресурсы. Вся эта информация должна быть добыта исключительно опытным и аналитическим путем.

Стратегия должна включать в себя:

  • аналитические данные по рынку, конкурентам, потребителям;
  • объективную оценку возможностей самого предприятия и его конкурентов;
  • пути «обгона» лидеров рынка,либо «отрыва» от конкурентов, если компания сама является лидером;
  • грамотно поставленные цели;
  • позиционирование предприятия, методы позиционирования;
  • методы и инструменты продвижения;
  • экономическое обоснование всех вышеизложенных аспектов.

Маркетинговый план

Маркетинговый план – это документальное представление принятых стратегий. Иными словами, это документ, бумага, на которой расписан каждый этап, каждый шаг компании. Маркетинговый план подразумевает не только теоретическую, но и практическую часть. В нем описано, кто, что и как делает. Буквально каждый шаг каждого сотрудника предприятия. При составлении плана необходимо руководствоваться следующими принципами маркетинга.

  • Принцип скользящего планирования – компания должна быть готова к регулярному внесению правок в имеющийся план в зависимости от меняющейся ситуации на рынке.
  • Принцип дифференциации – предполагает, что у каждого сегмента ЦА свои вкусы, потребности и «боли». Продвигаемый товар или услуга может понравиться не всем, следовательно, компания должна быть готова к обслуживанию каждого сегмента отдельно.
  • Принцип многовариантности – компания должна быть готова к разным вариантам развития событий. Все они должны быть прописаны и проработаны в одном или отдельных маркетинговых планах.

Сфера онлайн. Интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг  – это ВООБЩЕ отдельная наука. Деятельность маркетологов в Сети отличается от деятельности маркетологов в оффлайн-пространстве. Помимо традиционных методов и инструментов, применяемых в оффлайне, в интернет-маркетинге есть свои уникальные способы продвижения и продаж. К ним относят:

  • SEO (Search Engine Optimization) – поисковая оптимизация, направленная на получение максимально высоких позиций сайта в поисковиках. Это бездонный источник трафика, где свою целевую аудиторию сможет найти каждый средний и малый бизнес
  • Контекстная реклама на поиске – показ текстовых рекламных объявлений на первых строчках поисковой выдачи без необходимости оптимизировать сайт. Контекст позволяет нацелиться на максимально «горячий» трафик, за счет того что люд уже ищут информацию об этой услуги и товаре.
  • Контекстная реклама РСЯ и КМС – показ рекламных объявлений на тематических площадках (сайтах). Такая реклама показывается только заинтересованным в продукте пользователям: мой любимый пример — это реклама lamoda. Если не понимаете, о чем Я, задайте в поисковике запрос о сайте lamoda (например заказать платье на lamoda) и посмотрите на рекламу, которая вам будет транслироваться.
  • Маркетинг в социальных сетях (SMM) – представительство бизнеса в социальных сетях всегда благоприятно отражается на финансовой составляющей. Причин несколько: это и близость к людям, и повышение лояльности, и
  • Таргетинг – реклама на основе характеристик. Самыми популярными характеристиками являются пол, возраст, географическое местоположение. Там, где реклама настраивается при помощи таких вот характеристик — реклама будет таргетированной. Она менее эффективна по сравнению с контекстной, потому что мы предполагаем, что наш товар или услуга интересна определенному табору таргетингов. Работает в основном в социальных сетях (там где площадка собирает ваши персональные данные и проводит анкетирование).
  • E-mail-маркетинг – рассылка сообщений через электронную почту. Используется не как способ привлечения новых клиентов, а как способ удержания существующих и мотивирования повторных продаж.

Маркетинг – это важный аспект работы любого предприятия. Это философия бизнеса. Без него невозможно выжить на рынке, без него компания не способна развиваться. Успешное применение маркетинговых стратегий, методов и инструментов позволяет компаниям расти, обходить конкурентов и увеличивать свои доходы.

 

Итог
Маркетинг – это важный аспект работы любого предприятия. Это философия бизнеса. Без него невозможно выжить на рынке, без него компания не способна развиваться. Успешное применение маркетинговых стратегий, методов и инструментов позволяет компаниям расти, обходить конкурентов и увеличивать свои доходы.